-÷итатник

„то такое протрузи€ межпозвонковых дисков - (2)

„то такое протрузи€ межпозвонковых дисков „то такое протрузи€ межпозвонковых дисков ѕ...

ј что у вас на новогоднем столе - (2)

ј что у вас на новогоднем столе? Ќовый √од - особенный праздник. —огласитесь, как только вы сл...

»нтересна€ бесплатна€ развивающа€ игра - (2)

»нтересна€ бесплатна€ развивающа€ игра ќбнаружилась интересна€ бесплатна€ развивающа€ игра дл€...

 -я - фотограф

јномальные миры јлекса јндреева

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в јлици€_√адовска€

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.08.2007
«аписей: 8379
 омментариев: 85031
Ќаписано: 132243


ƒ–≈¬Ќ»≈ Ѕќ√» ≈√»ѕ“ј

—реда, 12 јвгуста 2009 г. 03:37 + в цитатник
ƒ–≈¬Ќ»≈ Ѕќ√» ≈√»ѕ“ј.
–≈Ћ»√»я.


¬ древнем ≈гипте боги, в отличие от богов античного мира, не имели строго определенных функций, они в меньшей степени были зан€ты какой бы то ни было де€тельностью и почти никогда не вмешивались в людские споры. Ќар€ду с богами, аналоги которых существуют в античной мифологии, в религии египт€н существовало множество абстракций.
Ѕог имел п€ть имен, каждое из которых было св€зано с одним из элементов, с астрономическими телами, или заключало в себе описание бога, как сильного или величественного. Ќекоторые боги не имели посто€нных имен: имена мен€лись в зависимости от времени суток, от действи€, которое бог совершал в данный момент, и т.п.

“аурт

¬ египетской мифологии богин€ - покровительница женщин и детей. —в€щенное животное “аурт - гиппопотам. “аурт - самка бегемота с человеческими волосами и зубами крокодила. ≈й молились, когда семь€ хотела наследника.
ћолились также о здоровье будущего ребенка и его матери. Ѕогин€ беременных женщин. »зображалась в виде сто€щей беременной самки гиппопотама с женскими руками и грудью и львиными задними лапами (иногда и головой львицы). ÷ентр культа “аурт - ‘ивы, но ее почитание было широко распространено во всем ≈гипте. Ёпитет “аурт - "велика€", атрибут - иероглиф "са", означающий "защита".
“аурт помогала при родах, лечила от бесплоди€. —в€зана с загробным культом, вместе с богиней ’атор она встречает умершего на пороге подземного царства и зажигает огонь, чтобы отогнать злых духов. „асто отождествл€лась с Ќут, ’атор, »сидой. —читалось что амулеты с маленьким изображением “аурт охран€ли от злых сил, способству€ плодородию. изобилию молока у корм€щих матерей. »зображени€ “аурт также часто помещали на подголовниках, кроват€х и других домашних предметах.

ќсирис

–елигиозные мифы и культ ќсириса. ’от€ египетские боги, в отличие от греческих, не общались с людьми, им были доступны такие человеческие чувства, как любовь, ненависть, зависть и мстительность. “ем не менее египт€не считали своих богов в высшей степени нравственными и стремились им подражать. Ѕлиже всех сердцу египт€нина был, веро€тно, бог города, в котором он жил.
—в€зь человека с подобными богами была теснее, чем с величественным богом Ќеба.

—амым родным дл€ всех египт€н был, по-видимому, ќсирис. —огласно легенде, некогда он был земным царем.
ќсирис был убит своим завистливым братом —етом, который расчленил его труп и бросил в Ќил. Ќо »сида, преданна€ жена ќсириса, собрала разрозненные части тела мужа; ќсирис воскрес и с тех пор правит в царстве мертвых.
Ѕезжалостный —ет обратил свои злобные замыслы против малолетнего сына »сиды и ќсириса – √ора, из-за чего мать младенца была вынуждена ради его спасени€ скрыватьс€ в недоступных болотах ƒельты.  огда ребенок вырос, он одолел своего д€дю, а боги объ€вили его законным наследником ќсириса и возвели на отцовский трон.
≈гипт€нам были необычайно близки страдающие боги.  ульт ќсириса, его преследуемой жены, многострадальной »сиды, и невинного младенца √ора пользовалс€ наибольшей попул€рностью.  аждый египт€нин считал себ€ в какой-то мере ќсирисом, в борьбе отсто€вшим свои права и победившим даже смерть. ¬ своих надгробных надпис€х они именовал себ€ «ќсирис такой-то» и рассчитывали разделить судьбу этого бога в загробном мире.


ѕтах

¬ египетской мифологии бог города ћемфиса.  ульт ѕтаха имел общеегипетский характер, был распространен также в Ќубии. ѕалестине, на —инае. ѕтах изображалс€ в виде человека в оде€нии, плотно облегающем и закрывающем его, кроме кистей руте, держащих посох "уас".
—огласно богословских произведений мемфисских жрецов (т.н. "ѕам€тник мемфисской теологии"), ѕтах - демиург, создавший первых восемь богов (своих ипостасей - ѕтахов), мир и все в нем существующее (животных, растени€, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т.д.) "€зыком и сердцем", задумав творение в своем сердце и назвав задуманное €зыком. ќн состоит во главе мемфисской эннеады (дев€тки) богов.
√лава гелиопольской эннеады јтум также происходит от ѕтаха, т. о. к ѕтаху восход€т и дев€ть богов √елиопол€. ѕтах считалс€ покровителем ремесел (поэтому в ƒревней √реции он отождествл€лс€ с √ефестом), искусства, а также богом истины и справедливости.
∆еной ѕтаха была —ехмет, сыном - Ќефертум. ¬ поздний период его сыном называли также »мхотепа (мудреца и врачевател€, обожествленных верхов, сановника фараона ƒжосера и строител€ его пирамиды, 28 в. до н.э.). ∆енами ѕтаха иногда называли также ћаат, Ѕаст, “ефнут, ’атор. ƒуша ѕтаха - јпис, €зык - “от. ¬ имени ѕтах-“атенен с ѕтахом был отождествлен бог земли “атенен.


Ѕастед

¬ египетской мифологии богин€ радости и весель€. —в€щенное животное Ѕастет — кошка. »зображалась Ѕастет в виде женщины с головой кошки, атрибут Ѕастет — музыкальный инструмент систр. ÷ентр ее культа, рассвет которого относитс€ к XXII династии (Ѕубастидов) 10-8 вв. до н. э. — Ѕубастис. —ын Ѕастет — ћахес. Ѕастет отождествл€лась с ћут, а также с почиталась как ќко –а “ефнут, —охмет и ’атор. ¬ св€зи с этим Ѕастет также приобрела функции солнечного ќка. √еродот сообщал о ежегодных торжествах в честь Ѕастет, которые сопровождались пл€сками. ƒревние греки отождествл€ли Ѕастет с јртемидой.

ћаат

¬ египетской мифологии богин€ истины и пор€дка, считалась женой бога мудрости “ота. »зображалась женщиной, сид€щей на земле с прижатыми к туловищу колен€ми. —имвол ћаат - страусовое перо, прикрепленное на голове (иероглиф "маат" - страусовое перо). Ѕольшую роль играла ћаат. в загробном суде ќсириса; на одну чашу весов клали сердце покойного, на другую - статуэтку ћаат.
–авновесие означало, что покойный оправдан (его "голос был праведным")и достоин блаженства в царстве ќсириса. ¬ противном случае его пожирало чудовище јмт (лев с головой крокодила). ћаат иногда называли "ћаати" (двойственное число), так как существовало представлени€ о двух сестрах ћаат; зал суда называлс€ "залой двух правд". Ёмблемой судей была статуэтка ћаат, которую они носили на груди. ∆рецом ћаат был визир; центром культа - ‘иванский некрополь.


Ѕа

¬ египетской мифологии один из элементов составл€ющих человеческую сущность. ≈гипетский писатель 4 в. √ораполлон, написавший трактат о египетских иероглифах, перевел Ѕа на коптский €зык как «душа». ¬ период ƒревнего царства, согласно «“екстам пирамид», обладание Ѕа приписывалось только богам и фараонам. Ѕа мыслилось как воплощение их силы и могущества. »х могло быть несколько. (множественное число бау).
ѕозднее, согласно «“екстам саркофагов» и « ниге мертвых», Ѕа считалось воплощением жизненной силы всех людей, продолжающей существовать и после их смерти. ќбита€ в гробнице и остава€сь в полном единстве с умершим, Ѕа может отдел€тьс€ от тела человека и свободно передвигатьс€, оно совершает «выход днем» из гробницы, поднимаетс€ на небо, сопутствует человеку в загробном мире. Ѕа осуществл€ет все физические функции человека: ест, пьет и т. д.
»зображаетс€ в виде птицы с головой, а иногда и руками человека. ¬ качестве Ѕа богов не редко фигурируют св€щенные животные (например, Ѕа —ебека — крокодил, ќсириса — баран, Ѕа многих богов — зме€) или другие божества (так ’нум в Ћатополе (Ёсне) считалс€ Ѕа Ўу, в √ипселисе — ќсириса, в Ћеонтополе — √еба, на нострове Ёлефантина — –а) Ѕа имели не только люди, но и многие города: √ермополь, Ѕуто, »ераконполь и др.


Ѕес

¬ египетской мифологии божество, охран€ющее человека от бедствий, покровитель семьи. ≈гипт€не верили, что Ѕэс изгон€ет злых духов, помогает при родах. »зображалс€ в виде человека, карлика, кривоногого, с широким уродливым бородатым лицом, искаженным гримасой. —читалось, что уродство Ѕэса отпугивает злых духов. Ќа голове Ѕэса обычно надета больша€ тиара из перьев или листьев. »ногда изображалс€ с ножом в руках (Ѕэс-јха, «Ѕэс-воин») или танцующим с музыкальным инструментом (Ѕэс-’ит, Ѕэс-’ат, «“анцующий-Ѕэс», почитавшийс€ как бог весель€). Ќож и музыкальный инструмент в его руках должны были устрашать врагов.

јнубис(»миут)

¬ египетской мифологии бог-покровитель умерших; почиталс€ в образе лежащего шакала черного цвета или дикой собаки (или в виде человека с головой шакала или собаки). јнубис считалс€ судьей богов. ÷ентром культа јнубиса был город 17-го нома  аса (греческий  инополь, «город собаки»), однако его почитание очень рано распространилось по всему ≈гипту. ¬ период ƒревнего царства јнубис считалс€ богом мертвых, его основные эпитеты «’ентиаменти», т. е. тот, кто впереди страны «апада («царства мертвых»), «владыка –асетау» («царства мертвых»), «сто€щий впереди чертога богов». —огласно «“екстам пирамид».
јнубис был главным богом в царстве мертвых, он считал сердца умерших (в то врем€ как ќсирис главным образом олицетвор€л умершего фараона. который оживал подобно богу).
— конца 3-го тыс€челети€ до н. э. функции јнубиса переход€т к ќсирису, которому присваивали его эпитеты. ј јнубис входит в круг богов, св€занных с мистери€ми ќсириса.
¬месте с “отом присутствующем на суде ќсириса. ќдной из важнейших функций јнубиса была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию.
јнубису приписывалось возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах («просветленного», «блаженного»), оживающего благодар€ этому жесту; јнубис расставл€л вокруг умершего в погребальной камере √ора детей и дает каждому канопу с внутренност€ми покойного дл€ их охраны. јнубис тесно св€зан с некрополем в ‘ивах, на печати которого изображен лежащий над дев€тью пленниками шакал. јнубис считалс€ братом бога Ѕаты. ѕо ѕлутарху, јнубис был сыном ќсириса и Ќефтиды. ƒревние греки отождествл€ли јнубис с √ермесом.
ќдин из эпитетов јнубиса, определ€вший его как бога бальзамировани€. ≈го фетиш - шкура, забинтованна€ в льн€ные пелены, которую прикрепл€ли к шесту, ставили в сосуд, и помещали в гробницу умершего.

јмон

ќдин из важнейших богов египетского пантеона, им€ которого переводитс€ как «скрытый», «сокровенный». »зображалс€ в облике мужчины с кожей голубого или золотого цвета, увенчанного шути — ступообразной короной, украшенной двум€ страусиными перь€ми.
»ногда јмон также предстает в облике своих св€щенных животных — овна и гус€. «—крытый от глаз богов так, что сутью своей неведом; тот, что выше небес, дальше мира загробного, истинным обликом богам неведомый» величайший, чтобы быть познанным, могущественнейший, чтобы быть узнанным» (из Ћейденского гимна богу), јмон — изначально бог неба и грозы, позже — «велика€ сокровенна€ душа, что над всеми богами», предвечный и непознаваемый владыка вселенной, который, согласно некоторым текстам, произнесший в момент творени€ изначальное слово, подн€вшись в облике птицы над водами хаоса.

— ¬ ‘ивах јмон почиталс€ как супруг богини ћут и отец ’онсу; величественный храм бога в  арнаке и поныне потр€сает воображение своей грандиозностью и €вл€етс€ самым значительным египетским храмом эпохи Ќового царства (1550 — 1078 гг. до н. э.). јмон в одной из своих ипостасей (јмон  амутеф) также почиталс€ в итифаллической форме, часто отождествл€€сь с богом плодороди€ ћином. ¬  арнаке јмон считалс€ владыкой местной Ённеады, »петсут песеджет, в которую, помимо богов Ённеады √елиопол€, входили ’ор, ’атхор и некоторые божества јрманта.

— »м€ јмона впервые упоминаетс€ в «“екстах пирамид»; как јмон  ематеф, вместе со своим женским дополнением јмаунет, бог почиталс€ в числе восьми предвечных хтонических божеств ќгдоады √ермопол€ и изображалс€ в виде л€гушки или зме€, в знак возрождени€ скидывающего свою кожу. ƒревнейшие храмы јмона были воздвигнуты в ‘ивах, где он почиталс€ как локальное божество с конца правлени€ VI династии (2347 — 2216 гг. до н. э.). –ост значимости культа бога был св€зан с воцарением фараона XI династии ћентухотепа II (2046 — 1995 г. до н. э.), фиванца по происхождению, выдвинувшего бога-покровител€ своего города в число величайших божеств древнего мира. ”же в «белом св€тилище» —енусерта I (1956 — 1911 гг. до н. э.) в  арнаке јмон величаетс€ титулом «царь богов». —редним царством датируютс€ древнейшие сохранившиес€ до нашего времени постройки в центральном св€тилище бога —  арнакском храме.

— ¬ эпоху Ќового царства јмон был отождествлен с богом солнца –а; јмон-–а, фиванска€ ипостась солнечного божества, стала «государственным» богом, покровительствовавшим завоевательным походам фараонов XVIII-XX династий, владыкой великого египетского царства, простиравшегос€ от берегов ≈вфрата на севере до четвертого порога Ќила на юге. ¬ конце правлени€ XX династии фиванское жречество јмона использовало попул€рность культа бога дл€ утверждени€ независимого теократического государства бога јмона со столицей в  арнаке.  роме того, нова€ теологическа€ доктрина, созданна€ фиванским жречеством, утверждала, что именно јмон в облике великого зме€  ематефа создал все остальные города и их локальных богов, упокоившись после этого в ‘ивах, под св€щенным холмом ƒжеме на территории храма в ћединет јбу.

— ¬озвышение фараонов-нубийцев XXV династии привело к возрождению государственного характера культа јмона; второе великое св€тилище бога, находившеес€ у св€щенной горы √ебель Ѕаркал на севере —удана, было объ€влено «южным  арнаком», столицей нового государства кушитских фараонов. “акже в Ќубии, в ¬ади эс-—ебуа почиталась особа€ ипостась бога — јмон ѕутей, покровительствовавша€ путешественникам и странникам; также считалось, что магическа€ сила великого имени јмона защищала наход€щегос€ на воде.

— —огласно текстам крипт птолемеевского храма богини ќпет в  арнаке, јмон — велика€ божественна€ сила, одухотвор€юща€ всю вселенную, ба Ѕога предвечного. –ельефы северной крипты храма изображают дес€ть бау солнечного јмона-–а.  ажда€ из этих душ персонифицирует одну из божественных энергий бога, одухотвор€ющих мир: солнце (правый глаз), луну (левый глаз), воздушное пространство (Ўу), воды предвечные (Ќун), огонь (“ефнут), человечество (жизненна€ сила ка цар€), все земные четвероногие существа, все крылатые существа, все твари подводные (бог-крокодил из Ўедет), силы подземные (бог-змей Ќехебкау). ћогущество души бога наполн€ло своей животвор€щей силой его тело; это совершенно очевидно, если учитывать расположенное на стене этой же крипты изображение итифаллической птицы с головой јмона, котора€ парит над пробуждающимс€ в окружении »сиды и Ќефтиды ќсирисом. Ќадпись р€дом гласит: «јмон, почитаема€ ба ќсириса».

— —огласно изображени€м, высеченным на стенах храма ’атшепсут (1479 — 1458 гг. до н. э.) в ƒейр эль-Ѕахри, храма в Ћуксоре и –амессеума, именно јмон приходилс€ божественным отцом каждого фараона, зачина€ его с царицей-матерью во врем€ теогамии — божественного брака, заключаемого на небесах по воле бога.
–аз в год, во врем€ великого общегосударственного праздника ќпет, јмон  арнакский, посеща€ на своей св€щенной ладье ”серхетамон, увенчанной эгидами с головами овнов, храм в Ћуксоре, символически вновь рождал своего сына — божественного цар€. ¬ этих важнейших ритуалах участвовали фараон, его супруга, другие члены царской семьи, исполн€вшие второстепенные роли. Cоюз царственной пары становилс€,таким образом,подобием божественного брака, во врем€ которого царь не только уподобл€лс€ јмону, зачинающего своего сына, но и сливалс€ с образом бога, «обновл€€» тем самым свои потенциалы и вновь доказыва€ свое неизменное право на божественное творение, правление, поддержание ћаат.
—ам јмон в момент теогамии также измен€л свою сущность: из вселенского владыки, повелител€  арнака, он на короткое врем€ про€вл€лс€ как «јмон-–а, ¬ладыка своего √арема», т. е. јмон Ћуксорский, отец цар€.  ак только царь получает возрождение, или «повторение рождений» в мир, јмон вновь становитс€ предвечным божеством, «¬ладыкой Ќебес, ÷арем Ѕогов». ¬ основе двух ипостасей јмона — « арнакского» и «Ћуксорского» лежит единый образ божества; их основное различие состо€ло в том, что в отличие от «вселенского властител€» в  арнаке, ёжный јмон, прежде всего, выполн€ет функции божественного предка цар€, поминальный культ которого поддерживаетс€ его земным наследником.

— ¬ основе египетского понимани€ мироздани€ лежала взаимосв€зь божественной и царской власти: јмон обеспечивал существование цар€, его «возлюбленный сын» поддерживал цикличность бессмертного быти€ бога. Ѕожественное присутствие чувствуетс€ в каждом действии фараонов как внутри страны, так и во внешнеполитических перипети€х: јмон стоит за спиной –амсеса II (1279 — 1212 гг. до н. э.) во врем€  адешской битвы, јмон дарует победы “утмосу III (1479 — 1425 гг. до н. э.) в обмен на воздвигнутые царем храмы, јмон повергает к стопам јменхотепа III (1388 — 1351 гг. до н. э.) все стороны света, который в милости своей одаривает их «дыханием жизни».

— — эпохи Ќового царства особое значение придавалась оракулу јмона  арнакского, посредством которого решались важнейшие государственные дела, а также утверждались претенденты на пост верховного жреца бога. ¬ оазисе —ива находилс€ другой, не менее знаменитый оракул јмона, признавший сыном бога јлександра ћакедонского. ’рамы и св€тилища јмона также находились в —олебе, √ерф ’уссейне, јбу-—имбеле, ƒерре,  аве, ѕнубсе, —аи, √емпаатоне, Ќапате и многих других городах и селени€х Ќубии; в ¬ади ћийа (¬осточна€ пустын€), ѕер-–амсесе, и, наконец, в “анисе; здесь в ограде храма бога в 1938 году экспедицией ѕ. ћонтэ были обнаружены гробницы царей XXI династии, сокровища которых могут быть сравнимы только с содержимым гробницы “утанхамона.

— Ќа прот€жении многих веков особой попул€рностью в ‘ивах пользовалась особенно милостива€ ипостась бога — «јмон, слушающий прос€щего». Ётому божеству были воздвигнуты бесчисленные стелы, многие из которых украшены изображени€ми ушей бога, «внимающего молитвам, отзывающегос€ на призыв несчастного, дающего дыхание жизни несчастному».

— ¬ерховный жрец храма јмона в  арнаке носил титул хем нечер тепи эн јмон, или «первый раб бога јмона», ему подчин€лись бесчисленные слуги и огромное хоз€йство владыки ‘ив. ¬о врем€ III ѕереходного периода (1078 — 525 гг. до н. э.) управление храмом перешло в руки верховной жрицы, «супруги бога», котора€ давала обет безбрачи€ и выбирала свою преемницу из числа дочерей прав€щего фараона. ѕоследн€€ известна€ «супруга бога», јнхнеснеферибра II, возглавл€ла жречество јмона вплоть до завоевани€ ≈гипта персами в 525 г. до н. э.


јкер

¬ египетской мифологии бог земли, покровитель мертвых, одно из древнейших божеств. Ќазывают также јкеру (множественное число от јкер) и считаетс€ воплощением «духов земли» — змей. »ногда изображаетс€ в виде льва.

јментет

¬ египетской мифологии богин€ ««». (царства мертвых); изображалась в образе женщины со своим иероглифом «аментет» (««») на голове. ќна, как покровительница умерших, прот€гивает к ним руки, встреча€ их в стране мертвых. ¬ период Ќового царства образ јментет —ливалс€ с образом богини ’атор, котора€ также называлась «владычица прикрас. «.».

јнджети

¬ египетской мифологии, бог города Ѕусириса (древнеегипетский ƒжеду). »зображалс€ в облике человека, сто€щего на знаке нома, с двум€ перь€ми на голове, с посохом и плетью (или хлопушкой) в руках. јнджети рано был отождествлен с ќсирисом, на которого были перенесены атрибуты јнджети ѕосв€щ. јнджети столб «ƒжед» стал фетишем ќсириса.

јндрогин

¬о многих мифах прабоги по€вл€ютс€ как двуполые существа, они зачинают и рожают.
јндрогини€ — это символ дл€ абсолютизации творца, который в создании мира не св€зан ни с каким полом и не нуждаетс€ в партнере.
“ак, јтум породил из себ€ богов Ўу и “ефнут. √ораполлон сообщает, что фисский прабог ѕтах считалс€ и мужским и женским существом.  артины позднего периода показывают бога не редко с женской грудью. Ќильский бог ’апи изображалс€ как двуполое существо с бородой и грудью старой кормилицы. ‘иванскую богиню Ќут называли «ћатерью того, кто создал ее», подчеркива€ символическое значение всеобщего материнства, которое необходимо включает в себ€ отцовство (ее изображают даже с фаллосом). Ѕогин€ Ќейт «создавала сем€ богов и людей» и имела прозвище «ќтец отцов и мать матерей». ¬ Ёсне к богу созидани€ ’нуму могли обратитс€ как к Ќейт, причем это означает наличие у него женских признаков.


јнукет

¬ египетской мифологии богин€, дочь ’нума и —атис, владычица —ехел€ — одного из островов архипелага в районе первого нильского порога. ѕочиталась в ¬ерхнем ≈гипте и в Ќубии. —в€щенное животное јнукет — антилопа (газель).

јпис

¬ египетской мифологии бог плодороди€ в облике быка. ѕочитание јписа возникло в глубокой древности, центром его культа был ћемфис. јпис считали «ба» (душой) бога ћемфиса ѕтаха, а также бога солнца –а. ¬оплощением јписа €вл€лс€ черный бык с особыми белыми отметинами. ¬ерили, что ритуал. бог јпис оплодотвор€ет пол€; он был св€зан с культом мертвых (способствовал увеличению жертв, приносивших умершим) и близок ќсирису (считалс€ быком ќсириса).
ѕри ѕтолеме€х произошло полное сли€ние јписа и ќсириса в едином божестве —ераписе, почитавшимс€ и в египетской и в греко-римской среде. »ногда јпис отождествл€лс€ с јтумом (в имени јпис-јтум). ∆ивой бык, јпис содержалс€ в особом помещении.
¬ эпоху XXVI (—аисской) династии (7-6 в. до н. э.) дл€ содержани€ быков јписа в ћемфисе, недалеко от храма ѕтаха, был построен специальный јпейон.  орова, родивша€ јписа, тоже почиталась и содержалась в особом здании. —мерть быка јписа считалась большим несчастьем. ”мершего быка јписа бальзамировали и хоронили по особому ритуалу в специальном склепе около ћемфиса. Ќа бронзовых статуэтках јписа, дошедших до нас в большом количестве между рогов часто помещен солнечный диск.


јпоп

¬ египетской мифологии, огромный змей, олицетвор€ющий мрак и зло, извечный враг бога солнца –а. «аклинани€ против јпопа посто€нно встречаютс€ в текстах сол€рных мифов, в которых он обычно выступает как собирательный образ всех врагов солнца. јпоп обитает в глубине земли, где и происходит его борьба с –а.  огда ночью –а начинает плаванье по подземному Ќилу, јпоп, жела€ погубить его, выпивает из реки всю воду. ¬ сражении с јпопом (повтор€ющемс€ каждую ночь) –а выходит победителем и заставл€ет его изрыгнуть всю воду обратно. ¬ древнем мифе –а в образе рыжего кота отрезает голову змею јпопу. ¬ поздний период јпопа сближали с —етом.

јтон

¬ египетской мифологии олицетворение солнечного диска. ѕервоначально јтон — одна из ипостасей богов солнца. ¬ текстах эпохи јменхотепа III (правил в 1455-1419 до н. э.) јтон впервые выступил в качестве бога солнца. –асцвет культа јтона относитс€ ко времени јменхотепа IV (1419 — около 1400 до н. э.). ¬ начале его правлени€. јтон выступает как воплощение всех главных богов солнца (в гимне говоритс€: «ƒа живет –а-√арахути, ликующий на небосклоне своем, как Ўу. который есть јтон»). Ќа шестом году своего царствовани€ јменхотеп IV объ€вил јтона единым богом всего ≈гипта, запретив поклонени€ другим богам и изменил свое им€ јменхотеп — «јмон доволен» — на Ёхнатон («”годный јтону» или «ѕолезный јтону»).

јтум

¬ египетской мифологии бог солнца, демируг, возглавл€л гелиопольскую эннеаду, один из древнейших богов. ¬о многих текстах јтум называетс€ вечерним заход€щим солнцем. »зображаемый человеком с двойной короной на голове (его эпитет — «владыка обеих земель»), воплощалс€ также в образе зме€, иногда — ихневмона. –ука јтума — богин€ »усат. јтум возник из первобытного хаоса — Ќуна (иногда называемый отцом јтума) вместе с первозданным холмом (с которым он отождествл€лс€). —ам себ€ оплодотворив (проглотив собственное сем€), јтум родил выплюнув изо рта, богов — близнецов: воздух — Ўу, и влагу — “ефнут, от которых произошла земл€ — √еб и небо — Ќут. ¬ ћемфисе происхождение јтум вел от ѕтаха.
јтум отождествл€лс€ с ѕтахом, а также с ’епри. (јтум-’епри, в некоторых изречени€х «“екстов пирамид» это божество называлось создателем ќсириса), јписом (јпис-јтум), с ним сближали ќсириса («∆ивой јпис-ќсирис — владыка неба јтума с двум€ рогами на голове»). ¬ мифе об истреблении людей јтум (или Ќун) возглавл€л совет богов, на котором богине-львице ’атор-—охмет было поручено наказать людей, замысливших зло против –а. ¬ другом мифе разгневавшийс€ јтум грозит разрушить все им созданное и превратить мир в водную стихию. ¬последствии почитание јтума было оттеснено культом –а, отождествленного с ним (–а-јтум).


јш

¬ египетской мифологии, бог Ћивийской пустыни, один из древнейших богов. ѕочиталс€ также у ливийцев. —в€щенное животное јш — сокол. »зображалс€ в виде человека с головой сокола и торчащим на ней пером, что напоминало головной убор ливийских воинов. ¬ последствии его культ слилс€ с культом других богов пустыни — —ета и ’а (олицетворени€ ливийской пустыни).

Ѕебан(Ѕабу)

¬ египетской мифологии божество, соратник —ета, с которым иногда отождествл€лс€. ¬озможно им€ Ѕебан св€зано с олицетворением мрака в « ниге мертвых» — Ѕабу.

Ѕухис

¬ египетской мифологии бог в виде черного быка. ћатерью Ѕухиса считалась небесна€ корова, родивша€ также и солнце. ќтождествл€лс€ с ћневисом, ћонту, јмоном-–а-ћонту. ÷ентром культа Ѕухиса был город √ермонт, где находилс€ некрополь Ѕухеум, в котором хоронили мумии Ѕухиса. Ѕухис достиг наивысшего рассвета при ѕтолеме€х и римских императорах династии ёлиев —  лавдиев и ‘лавиев (с 4 в. до н. э.).

”пуат

¬ египетской мифологии, бог в образе волка. ÷ентр его культа - город —иут (греческий - Ћикополь. "волчий город"). ќт —нута начиналс€ крупный караванный путь, и ”пуат почиталс€ как бог-проводник, разведчик. ≈го эпитет - "вожатый" ("ведущий"). ”пуат - воинственное божество, его атрибуты - булава и лук. »мел также функции покровител€ умерших, его называли "первый боец ќсириса" и иногда отождествл€лс€ с ним. ”пуат - волк. часто отождествл€лс€ с шакалом јнубисом. Ўтандарты с атрибутами и изображени€ми ”пуат выносили перед выходом фараона, несли во главе процессии во врем€ мистерий ќсириса в јбидосе.

¬осьмерка √ермопол€

—огласно учению о богах города √ермопол€, перед возникновением мира правили восемь богов; это персонифицированные прасилы хаоса: Ќун и его супруга Ќаунет, символизирующие сущность воды, ’ух и ’аухет — вечность пространства,  ук и  аукет — тьму, јмон и јмаунет — мир невидимый.  ак силы, относ€щиес€ к возникновению мира, они получили облик хтонических животных: божества мужского рода были задуманы в виде л€гушек, женского рода — в виде змей. »ногда восемь прабогов изображаютс€ в виде обезь€н, которые приветствуют восход€щее солнце; восход солнца должен был здесь символически означать сотворение мира. јмон в качестве прабога получил также облик змеи и им€  ематеф (греческие авторы называют  неф). ¬осьмерка имела на западе от ‘ив свое культовое место в маленьком храме ћединет ’абу.


√еб

¬ египетской мифологии бог земли. —ын Ўу и “ефнут, один из гелиопольской эннеады богов. ќбычно изображалс€ в виде человека с короной ¬ерхнего или Ќижнего ≈гипта на голове. ƒетьми √еба были ќсирис, —ет, »сида, Ќефтида. ƒушой (ба) √еба представл€лс€ ’нум. —читалось что √еб — добрый бог, он охран€ет живых и умерших от живущих в земле змей, на нем растут все необходимые люд€м растени€, из него выходит вода (Ќил).
√еб св€зан с царством мертвых. ¬ мифе о споре √ора с —етом о праве на престол ќсириса √еб возглавл€л судей. “итул √еба — « н€зь кн€зей» («репати»), он считалс€ правителем ≈гипта. Ќаследником √еба был ќсирис, от которого трон перешел √ору, а преемниками и служител€ми √ора считались фараоны. “. е., власть фараона рассматривалась восход€щей к √ебу. »м€ √еб писали иероглифом утки, хот€ она и не была его св€щенной птицей.

√ор(’ор)

¬ египетской мифологии божество, воплощенное в соколе. √ор изображалс€ в виде сокола, человека с головой сокола, крылатого солнца. ≈го символ — солнечный диск с распростертыми крыль€ми. ѕервоначально √ор почиталс€ как хищный бог охоты, когт€ми впивающийс€ в добычу. ¬ династический период происходит сли€ние различных соколиных божеств в две тесно св€занные между собой ипостаси √ор: √ор — сын »сиды (египетского √ор-са-»сет) и √ор Ѕехдетского.
√ор Ѕехдетский, муж ’атор и отец √ора-—ематауи, в основном выступает как борющийс€ с силами мрака бог света, его глаза — луна и солнце. √ор — сын »сиды, действует прежде всего как мститель своего отца ќсириса. » тот, и другой покровитель царской власти. ‘араоны €вл€лись «служител€ми √ора», преемниками его власти над ≈гиптом. —воими крыль€ми √ор охран€ет цар€ (на статуе фараона ’ефрена на затылке изображен сокол, прикрывающий крыль€ми его голову). »м€ √ора вошло об€зательным компонентом в п€тичленную титулатуру фараона.
»постас€ми √ор €вл€л √ор-ахути, св€занный с Pa — бог утреннего солнца, а также (с эпохи ’VIII династии, 16-14 вв. до н. э.) бог горизонтов 3. и ¬.; √ор-эм-ахет («√ор в горизонте»), солнечное божество, подобное –а-√арахути; √ор-ур («√ор старший»), упоминалс€ ѕлутархом брат »сиды и ќсириса (в св€зи с тем, что слово «ур» имело также значение «сильный», «великий», мог почитатьс€ и как «√ор великий»); √ор-па-–а, солнце-ребенок, рожденный –ат-тауи; √ор-пахерд и р€д других. — √ором отождествл€ли также јмона (јмон-–а-√арахути), различные соколиные боги (участник битвы с —етом Ќемти, —оплу, ’енти-хети и др.). ѕочитание √ора было распространено также в Ќубии. √еродот сравнивал √ора с јполлоном.


ƒев€тка Ѕогов √ермопол€

¬ египетской мифологии дев€ть изначальных богов города √елиопол€: јтум, Ўу, “ефнут, √еб, Ќут, ќсирис, »сида, —ет, Ќефтида. ѕредставл€ет собой древнейшую известную нам в ≈гипте теогоническую и космогоническую систему. ѕо образу гелиопольской в других городах создавались свои дев€тки богов.

“от(ƒжехути)

¬ египетской мифологии бог мудрости, счета и письма. ∆еной “ота считалась богин€ истины и пор€дка ћаат. ѕроисхождение “ота относитс€ к древнейшему периоду. отсюда эпитеты “от - "владыка бедуинов", "владыка чужеземных стран". ÷ентром культа был город Ўмун (’емену, буквально "восемь"; греческий √ермополь) 15-го «а€чьего нома.  ульт зайца был вытеснен культом “ота из почитавшихс€ животных ( восьми богов-л€гушек, змеи и павиана) только павиан сохранилс€ как св€щенное животное “от и его функции ведущего в праздниках фараона были перенесены на “ота. “оту посв€щались п€ть добавочных дней вне 12-ти мес€цев года.
∆рецами “ота были гермопольскне номархи. ¬ конце 2-го тыс€челети€ до н.э. они носили титул сыновей “ота и ставили после имени царскую царскую формулу: "анх, уджа, сенеб" ("да будет он жив, здоров и благополучен"). —в€щенным животным “ота был ибис (“от обычно изображалс€ в виде человека с головой ибиса, палетка писца была его атрибутом).  ак божество астральное “от отождествл€лс€ с луной, он считалс€ сердцем бога –а и изображалс€ позади –а-солнца. ¬ позднем ≈гипте “ота называли "серебр€ный јтон" ("серебр€ный диск"). “оту приписывали создание всей интеллектуальной жизни ≈гипта.  ак бог луны он вел счет дн€м. мес€цам, году. ќн разделил врем€ на мес€цы и годы. его называли "владыка времени". ќн записывал дни рождени€ и смерти людей и вел летописи.
“от создал письменность и научил людей счету и письму. ѕисцы считали его своим покровителем и перед началом работы совершали ему возли€ни€. ѕод покровительством “ота находились все архивы и знаменита€ библиотека √ермопол€. “от "управл€л всеми €зыками" и сам считалс€ €зыком бога ѕтаха. ¬ эллинистический период “оту приписывали создание св€щенных книг. а также " ниги дыхани€" (она создана в позднем ≈гипте, вместе с " нигой мертвых" ее клали в гробницу как имеющую магическую силу). ¬ культе мертвых и в погребальном ритуале “оту принадлежала ведуща€ роль.  ак визиру богов и писец эннеады богов “от присутствовал на суде ќсириса.
¬ " ниге мертвых" “от изображалс€ около весов, записывающий результат взвешивани€ сердца. ѕоскольку “от участвовал в оправдании ќсириса и давал приказ о его бальзамировании он принимает участие в погребальном ритуале вс€кого египт€нина. “от выступает защитником ќсириса, прекращает борьбу —ета с √ором. “от охран€ет каждого покойного и ведет его в царство мертвых. Ќа этом основании “от отождествл€лс€ с богом √ермесом, который считалс€ ѕсихопомпом ("ведущим души"). ¬ религиозно-мистической литературе древних греков “от выступал под именем “рисмегиста ("трижды очень великого"). ќтождествл€лс€ с римским богом ћеркурием.


»сида

»сида — одна из величайших богинь древности, ставша€ образцом дл€ понимани€ египетского идеала женственности и материнства. ќна почиталась как сестра и супруга ќсириса, мать ’ора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощени€ми сокологолового бога. —имволом »сиды был царский трон, знак которого часто помещаетс€ на голове богини. — эпохи Ќового царства культ богини стал тесно переплетатьс€ с культом ’атхор, в результате чего »сида иногда имеет убор в виде солнечного диска, обрамленного рогами коровы. —в€щенным животным »сиды как богини-матери считалась «велика€ бела€ корова √елиопол€» - мать мемфисского быка јписа. ќчень древний, культ »сиды, веро€тно, происходит из ƒельты. «десь находилс€ один из древнейших культовых центров богини, ’ебет, названный греками »сеумом (совр. Ѕехбейт эль-’агар), лежащий в насто€щее врем€ в руинах. ¬ √елиопольской теологической системе »сида почиталась как дочь бога √еба и богини Ќут.

— ¬ мифах, часть которых дошла до нашего времени только в известном пересказе ѕлутарха, богин€ хорошо известна как верна€ супруга ќсириса, тело которого она нашла в долгих странстви€х после того, как бога убил его родной брат —етх. —обрав воедино разрубленные на части останки ќсириса, »сида с помощью бога јнубиса сделала из них первую мумию. ¬дохнув своими крыль€ми в забальзамированный труп ќсириса на несколько мгновений дыхание жизни, богин€ магическим образом зачала от него своего сына ’ора. ¬ храме ’атхор в ƒендере и храме ќсириса в јбидосе сохранились рельефные композиции, на которых показан сокровенный акт зачати€ сына богиней в образе соколицы, распростертой над мумией супруга. ¬ пам€ть об этом »сида часто изображалась в облике прекрасной женщины с птичьими крыль€ми, которыми она защищает ќсириса, цар€ или просто умершего. »сида часто предстает и коленопреклоненной, в белой пов€зке афнет, оплакивающа€ каждого усопшего так, как когда-то оплакивала самого ќсириса.
— —огласно легенде, ќсирис стал владыкой загробного мира, в то врем€ как »сида родила ’ора в тростниковом гнезде в болотах ’еммиса (ƒельта). ћногочисленные статуи и рельефы изображают богиню корм€щей грудью сына, прин€вшего облик фараона. ¬месте с богин€ми Ќут, “ефнут и Ќефтидой, »сида, нос€ща€ эпитет «ѕрекрасна€», присутствует при родах каждого фараона, помога€ царице-матери облегчитьс€ от беремени.
— »сида — «велика€ чарами, перва€ среди богов», повелительница заклинаний и тайных молитв; ее призывают в беде, произнос€т ее им€ дл€ защиты детей и семьи. ѕо преданию, дл€ того, чтобы завладеть тайным знанием и обрести магическую силу, богин€ вылепила из слюны стареющего бога –а и земли зме€, ужалившего солнечное божество. ¬ обмен на исцеление »сида потребовала у –а поведать ей свое тайное им€, ключ ко всем загадочным силам вселенной, и стала «госпожой богов, той, кто знает –а в его собственном имени». —воим знанием »сида, одна из божеств-покровителей медицины, исцелила младенца ’ора, ужаленного в болотах скорпионами. — тех пор, подобно богине —елкет, она иногда почиталась как велика€ владычица скорпионов. —вои тайные силы богин€ передала ’ору, тем самым, вооружив его великой магической силой. — помощью хитрости »сида помогла своему сыну ’ору одержать верх над —етхом во врем€ спора за престол и наследство ќсириса, стать владыкой ≈гипта.
— ќдним из широко распространенных символов богини €вл€етс€ амулет тет — «узел »сиды», или «кровь »сиды», часто выполн€вшийс€ из минералов красного цвета — сердолика и €шмы.  ак и ’атхор, »сида повелевает золотом, считавшимс€ образцом нетленности; на знаке этого металла она часто изображаетс€ коленопреклоненной. Ќебесные про€влени€ »сиды — это, прежде всего, звезда —епедет, или —ириус, «госпожа звезд», с восходом которой от одной слезы богини разливаетс€ Ќил; а также грозна€ гиппопотам »сида ’есамут (»сида, мать грозна€) в облике созвезди€ Ѕольшой медведицы хран€ща€ в небесах ногу расчлененного —етха с помощью своих спутников - крокодилов. “акже »сида вместе с Ќефтидой может представать в облике газелей, хран€щих горизонт небес; эмблему в виде двух газелей-богинь носили на диадемах младшие супруги фараона в эпоху Ќового царства. ≈ще одно воплощение »сиды — богин€ Ўентаит, предстающа€ в облике коровы покровительница погребальных пелен и ткачества, повелительница св€щенного саркофага, в котором возрождаетс€, согласно осирическому ритуалу мистерий, тело убитого братом ќсириса. —торона света, которой повелевает богин€ — запад, ее ритуальные предметы — систр и св€щенный сосуд дл€ молока — ситула.
— «наменитое св€тилище »сиды, существовавшее вплоть до исчезновени€ древнеегипетской цивилизации, находитс€ на острове ‘иле, неподалеку от јсуана. «десь богине, почитавшейс€ во многих других храмах Ќубии, поклон€лись вплоть до 6 в. н. э., в то врем€, когда весь остальной ≈гипет уже был христианизирован. ƒругие центры почитани€ богини располагались по всему ≈гипту; наиболее известные из них — это  оптос, где »сида считалась супругой бога ћина, владыки восточной пустыни; ƒендера, где богин€ неба Ќут родила »сиду, и, конечно же, јбидос, в св€щенную триаду которого богин€ входила вместе с ќсирисом и ’ором.
—  ак вселенска€ богин€-мать »сида пользовалась широкой попул€рностью в эпоху Ёллинизма не только в ≈гипте, где ее культ и таинства процветали в јлександрии, но и во всем —редиземноморье. ’орошо известны ее храмы в Ѕибле, јфинах, ѕомпе€х, –име. ѕозже, св€тилища и мистерии »сиды были широко распространены и в других городах –имской империи, среди которых выдел€лс€ храм в Ћютеции (совр. ѕариж). ¬ знаменитом произведении античного автора јпуле€ «ћетаморфозы» описываютс€ церемонии инициации в служители богини, хот€ их полное символическое содержание так и остаетс€ загадкой. ¬ римское врем€ »сида намного превзошла своей попул€рностью культ ќсириса и стала серьезной соперницей становлени€ раннего христианства.


 а

¬ египетской мифологии один из элементов, составл€ющих человеческой сущность. ¬ литературе  а нередко характеризуют как одну из душ человека, хот€ термин "душа" не вполне точно раскрывает египетское пон€тие  а. ѕервоначально, согласно "“екстам пирамид",  а - олицетвор€л жизненные силы богов и царей, воплощал их могущество. Ќередко они имели несколько  а, например, Pa - 14. ¬последствии, суд€ по "“екстам саркофагов" и " ниге мертвых", обладание  а приписывалось всем люд€м.  а определ€ет судьбу человека. ¬ гробницы ставили портретные статуи умерших, вместилища  а, на них писали, что это  а им€рек. ќбита€ в гробнице,  а могло покидать ее и устремл€тьс€ в загробный мир. »зображали  а в виде человека, на голове которого помещены подн€тые руки, согнутые в локт€х. —оздателем  а считалс€ ’нум, с  а св€зана также богин€ ’емсут, хран€ща€ людей.

 ебхут

¬ египетской мифологии богин€ прохладной чистой воды, покровительница 10-го нома и города Ћетополиса. ¬оплощалась в образе змеи и отождествл€лась с богиней ”то. —читалась дочерью јнубиса и была св€зана с культом мертвых;  ебхут совершала возли€ни€ умершим, помогала им подн€тьс€ на небо.

ћандулис

¬ мифологии  уша (ƒревней Ќубии) бог солнца. ѕочиталс€ в греко-римский период на севере страны. Ќадписи на стенах его храма в  алабаше воссоздают эпизоды египетских сол€рных мифов, отнесенных к ћандулису, отождествл€лись с –а. ћифу о солнце, ночью совершающее плавание по подземным водам, а утром рождающего вновь, соответствуют два типа изображени€ ћандулиса: в виде взрослого человека и ребенка. ћандулис вводилс€ в египетскую триаду »сида, ќсирис, √ор на место ќсириса или √ора - сына »сиды,  ульт ћандулиса, отождествл€лс€ с јполлоном, был распространен в римских войсках, находившихс€ в —еверной Ќубии.

ћатит

¬ египетской мифологии богин€-львица. ≈е культ был распространен в 12-м верхнеегипетском номе (ƒейр-эль-√ебрави, недалеко от —уита).

ћафдет

¬ египетской мифологии богин€-мстительница. ¬оплощалась в образе гепарда, ее атрибуты - палка и нож. ¬ мифах ћафдет сражаетс€ со змеем, иногда - вместе с Pa. Mафдет помогает больным, уничтожает змей, как карающий судь€ принимает участие в загробном суде, заботитс€ об умерших в загробном царстве. ѕраздник дн€ рождени€ ћафдет совпадал с днем рождени€ богини письма —ешат, возможно, они считались сестрами-близнецами. —ешат нередко выступала в качестве ипостаси ћафдет.

ћахес

¬ египетской мифологии кровожадный бог, сын Ѕаст. Ёпитеты ћахеса - "дикосмотр€щий лев", "он радуетс€ крови". ¬ поздний период считалс€ богом грозы и бури, тьмы, ветра. »зображалс€ в виде львиноголового человека с короной на голове. √реки называли ћахеса ћинисис.

ћенкерот

¬ египетской мифологии богин€-львица. ћенкерот - мать солнца, которое она в виде ребенка поднимает на небо. ќтождествл€лась с —охмет. ¬ заупокойной литературе ћенкерот поднимает на небо умерших.

ћенкет

¬ египетской мифологии богин€, покровительница изготовлению пива. —овершала ритуал возли€ни€, была св€зана с культом мертвых.

ћенхит

¬ египетской мифологии богин€-львица. ∆ена ’нума. ѕочиталась в городе Ћетополис, очевидно, как богин€ войны, ее эпитет - "воинственна€". ќтождествл€лась с —ехмет, “ефнут, Ќебтуи.

ћеримутеф

¬ египетской мифологии бог в виде барана, почитавшийс€ в 11-м верхнеегипетском номе (город ’ат, недалеко от —иута).

ћеритсегер

ћеритсегер в образе кобры ¬ египетской мифологии богин€, олицетвор€юща€ ‘иванский некрополь, считалось, что ћеритсегер охран€ет кладбище и покой умерших. »зображалась в виде женщины или льва с головой змеи.
÷ентр культа ћеритсегер - поселок в районе современного ƒейр-эль-ћедине, где жили ремесленники - строители гробниц. ћеритсегер считалась их покровительницей.


ћерт

¬ египетской мифологии богин€ музыки и пени€. ѕокровительница главным образом исполнению гимнов богам. ”частвовала в празднествах тридцатилетнего юбиле€ цар€ ("хебсед"). »зображалс€ в виде женщины, ладон€ми отбивающей такт. Ќа голове ћерт помещали знак золота; св€тилище ћерт называли "золотой дом".


ћин

¬ египетской мифологии бог плодороди€, "производитель урожаев". »зображалс€ в виде плоской человеческой фигуры, одна рука которой подн€та вверх, а друга€ держит плеть. Ќа голове ћина корона, увенчанна€ двум€ перь€ми. ќдин из эпитетов ћин "поднимающий оружие". ‘етиши ћин - латук и особый столб, воздвигавшийс€ во врем€ праздника ћин, в день начала жатвы. ѕраздничную процессию в этот день возглавл€л увенчанный короной бык (персонификаци€ ћин). ‘араон срезал золотым серпом первый сноп и клал его перед статуей ћин.  ульт ћин был распространен в ’еммисе,  оптосе, ќмбосе, Ќубии. — превращением  оптоса в торговый центр на караванном пути к  расному морю ћин приобретает черты бога - покровител€ торговли, караванов и восточной пустыни. ћин ранее отождествл€лс€ с другими богами: его называют "могучий √ор", "мститель за отца". ќн, как и √ор, считаетс€ главой объединенного ≈гипта. ¬ древних текстах √ор называетс€ его сыном. — ћин отождествл€лись также повелитель вод —ебек. »сида одновременно считаетс€ матерью ћина (отсюда его эпитет "телец своей матери") и его женой. ¬ период —реднего царства культ ћин сливаетс€ с культом јмона, ћин приобретает черты бога - творца мира, его называют "царь богов". ¬ городе ќмбос ћин выступает как ћин-ях (ћин-луна), его праздник справл€лс€ в день новолуни€ в св€тилище - "доме луны".
—огласно позднеегипетской и греческой традиции ћин (ћенес), первый египетский фараон, объединивший около 3000 до н.э. ¬ерхний (ёжный) и Ќижний (—еверный) ≈гипет. ћин вел войну с ливийцами, основал крепость "Ѕела€ стена" (основную часть ћемфиса), создал р€д оросительных сооружений.


ћневис

¬ древнеегипетской мифологии божество в виде черного быка. ћневис почиталс€ как живое воплощение бога солнца и изображалс€ с солнечным диском между рогами. Ёпитет ћневиса - "посредник –а, который сообщает истину јтуму". ѕочитавшиес€ ћневис быки содержались в особом помещении, после смерти их бальзамировали и хоронили в специальном склепе. ћатерью ћневиса была корова ’есат. ћневис отождествл€лс€ с быком Ѕухисом, считалс€ ба - душой –а, а также города Ќехен.

ћут

¬ египетской мифологии богин€ неба, жена јмона и мать ’онсу. —читалась "владычицей озера јшеру" около ‘ив, на берегу которого сто€л ее храм. »зображенный в виде женщины. —в€щенное животное ћут - корова. »м€ ћут писали иероглифом коршуна, который читалс€ "мут". Ёпитет ћут - "мать матерей". ћут сближалась с различными богин€ми-матер€ми - Ќехбет, ”то, Ќут и другие. “ак как јмон отождествл€лс€ с ѕтахом, на ћут были перенесены образ и функции жены ѕтаха, богини-львицы —ехмет (множество львиноголовых статуй —ехмет сто€ло в фиванском храме ћут). ќтождествл€лась ћут и с другими богин€ми-львицами - ’атор, “ефнут, ћехит, с кошкой Ѕаст. ѕоскольку јмон был объединен в единый образ с –а, ћут иногда называли –айт ("жена –а").

Ќефтида(Ќебетхет)

¬ египетской мифологии младша€ из детей √еба и Ќут. »зображалась в образе женщины с иероглифом своего имени на голове. —читалась женой —ета, но, суд€ по текстам, очень мало с ним св€зана. ≈е сущность в египетской религиозной литературе почти не раскрыта. Ќефтида выступает вместе с сестрой »сидой в мистери€х ќсириса и во всех заупокойных магических обр€дах. ќна вместе с »сидой оплакивает ќсириса, участвует в поисках его тела, охран€ет его мумию, сто€ у изголовь€ его ложа. ќбе сестры у восточного неба встречают умершего. —огласно "“екстам пирамид", Ќефтида плавает в ночной барке (»сида в дневной). Ќефтида и »сида отождествл€лись с соколицами, поэтому их часто изображают крылатыми женщинами.

Ќебтуи

¬ египетской мифологии богин€ города Ћатополь, олицетвор€л плодородие. ∆ена ’нума. ќтождествл€лась с »сидой, ’атор, ћенхит. ¬последствии почитание Ќебтуи было оттеснено культом Ќейт.

Ќейт

Ќейт — ќдна из древнейших богинь египетского пантеона, праматерь богов, культовый центр которой находилс€ в городе —аисе (ƒельта, совр. —а эль-’агар). ≈е символ, состо€щий из двух стрел, перекрещенных на щите, встречаетс€ уже на пам€тниках I династии: погребальных стелах и табличках из раннединастических погребений, амулете из гробницы в Ќаг эль-ƒейр. Ѕогин€ присутствует и в теофорных именах двух выдающихс€ цариц эпохи I династии — Ќейтхотеп, супруги цар€ јха, и ћернейт, матери цар€ ƒена. ƒерев€нна€ табличка, обнаруженна€ также в јбидосе, возможно свидетельствует об основании св€тилища Ќейт при личном участии цар€ јха (ок. 3100 г. до н. э.). Ќейт была тесно св€зана с военным делом, приносила ему удачу на охоте и покровительствовала войне. —имвол Ќейт часто встречаетс€ на внутренней стороне капюшона св€щенной кобры — уре€, что, возможно, свидетельствует о раннем отождествлении богинь Ќейт и ”аджет, повелительниц древних городов ƒельты — —аиса и Ѕуто, в которых в архаическую эпоху проходили обр€ды св€занные с погребением цар€.
— Ќейт обычно изображалась в дешрет — красной короне Ќижнего ≈гипта, области, с которой она была наиболее тесно св€зана; даже само им€ богини иногда выписывалось с детерминативом в виде этого головного убора. —уществовали даже особые «св€тилища короны Ќейт», возможно, св€занные с ритуалом царской коронации.  ак богин€ эпохи ƒревнего царства (2707 - 2170 гг. до н. э.) богин€ стала почитатьс€ как супруга —етха и матерью бога-крокодила —ебека, отождествл€вшегос€ с фараоном.  ак богин€-мать, св€занна€ с небом, Ќейт имела эпитет «¬елика€ корова» и отождествл€лась с другими небесными богин€ми, прежде всего Ќут и ’атхор. “ексты эпохи Ќового царства (1550 - 1078 гг. до н. э.) говор€т о том, что Ќейт входила в число божеств, почитаемых в пер ну — «доме огн€», архаическом первохраме Ќижнего ≈гипта, который вместе с пер ур «домом великим», архаическим первохрамом ¬ерхнего ≈гипта, составл€л зал в  арнаке, где проводилась церемони€ коронации. ¬ –имское врем€, тексты храма ’нума в Ёсне говор€т о Ќейт как о верхнеегипетской богине-создательнице, позже обосновавшейс€ в —аисе. »звестный храм богини Ќейт в эпоху Ќового царства существовал и в ћемфисе. ¬ качестве творца вселенной Ќейт часто изображалась как лишенна€ пола сущность, подобна€ хаотическому океану Ќуну, предшествовавшему созданию мира. —огласно легендам, Ќейт, призвала мир к существованию семью изречени€ми, которые в более поздней магической традиции, трансформировались в семикратный смех бога-творца.
— — ƒревнего царства Ќейт также ассоциировалась с погребальным ритуалом. “ексты пирамид упоминают о бдени€х Ќейт над телом усопшего ќсириса вместе с »сидой, Ќефтидой и —елкет.  ажда€ из этих четырех богинь изображалась с одной стороны саркофага и покровительствовала одному из четырех «сыновей ’ора» — духов, покровителей каноп. Ќейт представала на восточной стороне саркофага и была защитницей шакалоголового ƒуамутефа.  ак легендарна€ богин€ ткачества, Ќейт также была св€зана с изготовлением погребальных пелен, изготовлением амулетов. »здревле Ќейт считалась защитницей цар€ на прот€жении всей его жизни — от рождени€, когда она присутствует в момент зачати€ царицей-матерью сына от бога јмона (маммизи ’атшепсут в ƒейр эль-Ѕахри, јменхотепа III в Ћуксоре и –амсеса II в –амессеуме), и вплоть до его смерти, когда она предстает на роспис€х в его гробницы и изображаетс€ на предметах погребального инвентар€.
—  ульт Ќейт приобрел особенную значимость во врем€ правлени€ XXVI династии, когда —аис стал столицей ≈гипта. «десь, в ее храме, знаменитом своей уникальной библиотекой, находилась, согласно —трабону, могила ѕсамметиха I, основател€ этой династии. ѕри храме росли св€щенные деревь€ Ќейт, из которых изготовл€лось св€щенное оружие богини, которое она отдавала царю при коронации. ”вы, в насто€щее врем€ от св€тилища не осталось ничего, кроме кирпичной стены и разрозненных блоков с именами царей-строителей и фрагментами изображений ритуалов и церемоний, описанных в бесценном труде √еродота.
— “акже Ќейт почиталась как охранительница сп€щих, богин€, охран€юща€ человека от сглаза и порчи, могла изображатьс€ вместе с богиней ’атхор в облике двух золотых рыб, плывущих в бирюзовом озере перед ладьей солнечного бога и защищающих его от опасностей мира иного.
— –азвалины храма богини, основанного царем јмасисом, который в своей титулатуре даже именовал себ€ «сыном Ќейт», сохранились в греческом торговом поселении Ќавкратис, где Ќейт отождествл€лась с јфиной.


Ќемти

¬ египетской мифологии бог в образе сокола. ÷ентр его культа - 12-й верхнеегипетский ном (г. »еракополь). ¬ "“екстах пирамид" назван "началом своего нома" или "главой восточного нома". Ќемти - бог восточной пустыни и караванного пути к  расному морю, охран€ет путешествующих, покровитель разработкам минералов в восточной пустыне; участвует в борьбе √ора - сына »сиды с —етом. ƒревние греки отождествл€ли Ќемти с јнтеем.

Ќефертум

¬ египетской мифологии бог растительности. ÷ентр его культа - ћемфис. —читалс€ сыном ѕтаха и —ехмет, но в некоторых текстах говоритс€, что он вырос из тела богини полей. »зображалс€ юношей в головном уборе в виде цветка лотоса, из которого поднимаютс€ два пера. јтрибут Ќефертума - лотос, символ рождени€, процветани€. ¬ "“екстах пирамид" он назван "лотос из носа –а".

Ќефтида (Ќебетхет)

¬ египетской мифологии младша€ из детей √еба и Ќут. »зображалась в образе женщины с иероглифом своего имени на голове. —читалась женой —ета, но, суд€ по текстам, очень мало с ним св€зана. ≈е сущность в египетской религиозной литературе почти не раскрыта. Ќефтида выступает вместе с сестрой »сидой в мистери€х ќсириса и во всех заупокойных магических обр€дах. ќна вместе с »сидой оплакивает ќсириса, участвует в поисках его тела, охран€ет его мумию, сто€ у изголовь€ его ложа. ќбе сестры у восточного неба встречают умершего. —огласно "“екстам пирамид", Ќефтида плавает в ночной барке (»сида в дневной). Ќефтида и »сида отождествл€лись с соколицами, поэтому их часто изображают крылатыми женщинами.

Ќехбет

¬ египетской мифологии богин€ царской власти. ÷ентр культа Ќехбет - город Ќехен (»ераконполь), столица ¬ерхнего ≈гипта. —в€щенное животное Ќехбет - коршун; ее изображалс€ в виде женщины с хохолком коршуна на голове, в белой короне ¬ерхнего ≈гипта. Ќехбет считалась символом ¬ерхнего ≈гипта, ее им€ (как и им€ богини Ќижнего ≈гипта ”то) вошло в титулатуру фараонов объединенного ≈гипта. »ногда отождествл€лась с ”то, воплощавшейс€ в образе кобры, Ќехбет изображали в виде змееголового коршуна. Ёпитет Ќехбет - "бела€ из Ќехена". Ќехбет почиталась как олицетворение могущества фараона, считалось, что она обеспечивала ему победу над врагами. явл€лась также владычицей восточной пустыни, покровительницей горных работ (добычи золота и серебра), имела функции богини-матери (в этом качестве отождествл€лась с ћут), помогала при родах (поэтому ее сближали с богиней плодороди€ ’екет). ¬о врем€ праздника 30-летнего юбиле€ фараона "’еб-сед" изображение Ќехбет устанавливали на носу царской ладьи.

Ќехебкау

¬ египетской мифологии бог в образе змеи. ’тоническое божество. ѕочиталс€ как бог времени, плодороди€ и податель пищи. —в€зан с загробным культом; считалось, что Ќехебкау стоит у входа в подземное царство. ќбычно в истории выступает как помощник –а.

–убрики:  интересные факты
ћетки:  

ѕроцитировано 21 раз



я_Ќќ¬ќ–ќ——   обратитьс€ по имени —реда, 12 јвгуста 2009 г. 03:55 (ссылка)
‘у,еле дочитал.—пасибо,интересно.я сам крокодил.
 (600x480, 55Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јлици€_√адовска€   обратитьс€ по имени —реда, 12 јвгуста 2009 г. 04:28 (ссылка)
јзовец, крокодильчик азовский...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ƒушица   обратитьс€ по имени —реда, 12 јвгуста 2009 г. 04:33 (ссылка)
»нтересно!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
я_Ќќ¬ќ–ќ——   обратитьс€ по имени —реда, 12 јвгуста 2009 г. 04:46 (ссылка)
.
 (600x380, 73Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
¬редина_ эт   обратитьс€ по имени —реда, 12 јвгуста 2009 г. 05:45 (ссылка)
ќбожаю Ѕастет,даже купила себе статую.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Yurarokot   обратитьс€ по имени —реда, 12 јвгуста 2009 г. 06:26 (ссылка)
—пасибо јл€! »нтересно и познавательно!
 (500x412, 199Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
pige   обратитьс€ по имени —реда, 12 јвгуста 2009 г. 11:20 (ссылка)
 ак их оказываетс€ много!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
NIKOR   обратитьс€ по имени —реда, 12 јвгуста 2009 г. 11:50 (ссылка)
…ой... еле осилил...букаф просто море ... умничка отличный пост... благоадрю...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 12 јвгуста 2009 г. 23:48ссылка
NIKOR, та это не дл€ чтени€)а дл€ того чтобы если надо материал был под рукой)бедненький... все прочитал)
ѕерейти к дневнику

„етверг, 13 јвгуста 2009 г. 00:15ссылка
Ѕелоснежка_јл€, а шо делать? пришлось читать :)
ёдель   обратитьс€ по имени —реда, 12 јвгуста 2009 г. 16:05 (ссылка)
очень познавательно, спасибо за ценную информацию
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ѕогомолка   обратитьс€ по имени —реда, 12 јвгуста 2009 г. 17:54 (ссылка)
—пасибо, дорога€ за подробный и интересный пост
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Olga_Manestar   обратитьс€ по имени —реда, 12 јвгуста 2009 г. 18:54 (ссылка)
—пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Angel_Talia   обратитьс€ по имени —реда, 12 јвгуста 2009 г. 20:11 (ссылка)
ƒочитала!!! ќоочень познавательно! —только узнала! —пасибо, јл€!!!:give_rose:give_rose:give_rose
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
-_Forever_Yours_-   обратитьс€ по имени —реда, 12 јвгуста 2009 г. 20:45 (ссылка)
очень интересно
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ћюдмила_√усева   обратитьс€ по имени —реда, 12 јвгуста 2009 г. 23:34 (ссылка)
спасибо ,јлечка, но надо же иметь врем€, чтобы отыскать такую информацию, напечатать, потратить кучу времени, чтобы заинтересовать народ, ты молодец!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Rele_Vremeni   обратитьс€ по имени —уббота, 26 —ент€бр€ 2009 г. 13:12 (ссылка)
Cпасибо
 (600x397, 62Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку