-÷итатник

Ќастой из сем€н льна дл€ очищени€ сосудов - (0)

Ќастой из сем€н льна дл€ очищени€ сосудов ќнемение пальцев рук или ног нельз€ оставить без вни...

„то такое протрузи€ межпозвонковых дисков - (2)

„то такое протрузи€ межпозвонковых дисков „то такое протрузи€ межпозвонковых дисков ѕ...

ј что у вас на новогоднем столе - (2)

ј что у вас на новогоднем столе? Ќовый √од - особенный праздник. —огласитесь, как только вы сл...

 -я - фотограф

јномальные миры јлекса јндреева

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в јлици€_√адовска€

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.08.2007
«аписей: 8422
 омментариев: 85220
Ќаписано: 132497


‘. Ќицше

„етверг, 08 ћа€ 2008 г. 01:56 + в цитатник

„≈Ћќ¬≈„≈— ќ≈, —Ћ»Ў ќћ „≈Ћќ¬≈„≈— ќ≈
 Ќ»√ј ƒЋя —¬ќЅќƒЌџ’ ”ћќ¬

Ѕасн€ об интеллигибельной свободе.

»стори€ чувств, с помощью которых мы делаем кого-либо ответственным, т.е. так называемых моральных чувств, протекает в следующих главных фазах. —перва отдельные действи€ называют хорошими или дурными совершенно независимо от их мотивов, а исключительно в силу их полезных или вредных следствий. Ќо вскоре забывают о происхождении этих обозначений и мн€т, что самим поступкам, без отношени€ к их следстви€м, присуще качество “хороших” и “дурных”; это – та же ошибка, в силу которой €зык обозначает камень, как твердый сам по себе, или дерево, как зеленое само по себе; то, что есть следствие, принимаетс€ за причину. «атем качество хорошего или дурного вкладывают в мотивы и сами действи€ рассматривают как нравственно неопределенные. »дут еще дальше и предикат добра или зла приписывают уже не отдельному мотиву, а всему существу человека, из которого произрастает мотив, как растение из почвы. “ак поочередно человека делают ответственным сперва за результаты его действий, затем за его поступки, затем за его мотивы и, наконец, за его существо. Ќо в заключение обнаруживаетс€, что и это существо не может быть ответственно, поскольку оно всецело есть необходимое следствие и произрастает из элементов и вли€ний прошедших и насто€щих условий; что, следовательно, человек не ответствен ни за что – ни за свое существо, ни за свои мотивы, ни за свои поступки, ни за результаты своих действий. “аким образом познаетс€, что истори€ моральных чувств есть истори€ заблуждени€ – заблуждени€ об ответственности, которое, в свою очередь, покоитс€ на заблуждении о свободе воли. – Ўопенгауэр, напротив, умозаключал следующим образом: так как известные поступки возбуждают недовольство (“сознание вины”), то должна существовать ответственность; ибо дл€ этого недовольства не было бы никакого основани€, если бы не только все человеческие действи€ совершались с необходимостью – как они совершаютс€ фактически, а также и по мнению этого философа, - но если бы и сам человек в этой необходимости исчерпывал все свое существо, - что Ўопенгауэр отрицает. »з факта этого недовольства Ўопенгауэр считает возможным вывести свободу, которую человек каким-то образом должен был иметь, правда, не в отношении поступков, но в отношении своего существа – следовательно, свободу быть тем или иным, а не поступать так или иначе. »з esse, из сферы свободы и ответственности следует, по его мнению, operari, сфера строгой причинности, необходимости и безответственности. ’от€ указанное недовольство, видимо, относитс€ к operari – и постольку оно ошибочно, - но на самом деле оно относитс€ к esse, которое есть де€ние свободной воли, первопричина существовани€ индивида: человек становитс€ тем, чем он хочет стать, его вол€ предшествует его бытию. – «десь совершаетс€ ошибка: из факта недовольства умозаключают к правомерности, к разумной допустимости этого недовольства; и, исход€ из этой ошибки, Ўопенгауэр приходит к своему фантастическому выводу о так называемой интеллигибельной свободе. Ќо недовольство после де€ни€ совсем не должно быть разумным; и оно даже несомненно неразумно, ибо основано на ошибочном допущении, что действие именно не должно было последовать необходимо. »так, вследствие того, что человек считает себ€ свободным, а не вследствие того, что он действительно свободен, он ощущает раска€ние и угрызени€ совести. –  роме того, это недовольство есть нечто, от чего можно отучитьс€; у многих людей его и совсем нет в отношении действий, при которых многие другие люди его испытывают. явление это весьма изменчивое, завис€щее от развити€ нравов и культуры и, быть может, существует сравнительно лишь недавно в мировой истории. – Ќикто не ответствен за свои дела, никто не ответствен за свое существо; судить – значит быть несправедливым. Ёто сохран€ет силу, даже когда личность судит сама себ€. ”казанное положение €сно, как солнечный свет, - и все же тут каждый предпочтет вернутьс€ в тень и в неправду – из страха перед последстви€ми.

—лезы нежности

Ѕелоснежка јл€

¬кусн€шки от Ѕелоснежки

–убрики:  мудрые мысли, притчи, афоризмы, цитаты
ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку